Анализ
деятельности по организации платных дополнительных услуг
за
период с 01.06.2012 по 31.05.2013 г.
Володина Н.А., заместитель заведующего по платным дополнительным услугам
Организационная деятельность
Образовательные
услуги
В
этом учебном году нашим потребителям нами было предложено 14 образовательных
программ. С августа 2012 г. по май 2013 года на образовательные услуги было
заключено 201 договор. В сентябре-октябре были введены новые виды
образовательных услуг для детей старшего дошкольного возраста: «Крепыш» (борьба
дзю-до), «Юный исследователь» (опытно-экспериментальная деятельность),
«Букваешка» (подготовка к школе), а также по запросу родителей детей раннего
возраста (от 0 до 3 лет) следующие
услуги: «Разноцветики» (народное изобразительное творчество), «Кувшинка»
(закаливание, обучение плаванию).
Итого
общее количество потребителей - 271 человек, из них 121 воспитанники МАДОУ, 150
- дети других образовательных учреждений города. Комплектование групп
осуществлялось исходя из запросов потребителей. Самые многочисленные группы: «Сибирячок»
- 6 групп, 49 человек (18%);
«Дельфиненок» – 3 группы, 31 человек (11,4%); «Крепыш» - 2 группы 18 человек (6,6%);
«Цветные ладошки» - 3 группы, 24 человека (8,8%); «Изюминка» - 4 группы, 38
человек (14%); «Разноцветики» - 2 группы, 24 человека (8,8%). Хочется отметить
перекомплект численности потребителей от 8 до 10 человек в течение всего
учебного года в перечисленных выше группах. Также есть услуги, которые
пользуются меньшим потребительским спросом, поэтому было скомплектовано по
одной группе – это «Букваешка», «Любознатики», «Юный исследователь», «Страна
эмоций» и не нашла своих потребителей услуга «Пластилиновое чудо», потому не
была запущена.
Помимо
этого вынуждены были закрыть с марта услугу «Любознатики», а с мая услугу
«Букваешка», так как потеряли потребителей.
Индивидуальные
консультации и занятия со специалистами
7 потребителей.
По
итогам года в апреле прошла неделя открытых занятий для родителей, дети которых
посещали платные дополнительные образовательные услуги в этом учебном году. Было
проведено 18 занятий. Нами были разработаны индивидуальные приглашения для
родителей, что обеспечило большой интерес потребителей и их явку на открытые
просмотры до 90 %.
Также
в конце апреля была запущена анкета № 2 по изучению удовлетворенности
потребителей. Результаты анкетирования следующие: роздано 130 анкет, обработано
73.
На
вопросы анкеты родители дали следующие ответы:
Однако
существует проблема отказов от предоставления платных образовательных услуг в
течение всего учебного года: с сентября по декабрь 2012 года - 45 человек
(16,6%), с января по май 2013 года – 56 человек (20, 6%). Большой процент
отказов пришелся на сентябрь-октябрь 2012 года и на май 2013 года, т.е. на
начало и конец учебного года.
Причины отказов:
не нравится данная услуга; не устраивает стоимость услуги; одновременно
посещают большое количество услуг, поэтому вынуждены выбирать; не устраивает
время занятий; заняты в других городских кружках.
Также
есть еще одна проблема, связанная с посещаемостью детей в период карантинов и
эпидемий и оплатой труда педагогам дополнительного образования. Иногда случается так, что на занятии присутствует
1-2 ребенка (т.е. посещаемость менее 30 %), при оплате потребителями этого
занятия денег на заработную плату полного академического часа не достаточно
и, чтобы оплатить работу педагога
приходится брать деньги с другой услуги, причем в этом случае не остается денег
на рентабельность и др.. Поэтому с нового 2013-2014 учебного года будет
увеличено комплектование групп, списочный состав, которых будет состоять от 8
до 10 человек в зависимости от вида услуг.
Организационные
услуги:
В
этом учебном году мы продолжили предоставление таких организационных услуг как:
·
«День рождения» – 11 потребителей;
·
Предоставление помещений для фото и
видео съемок, занятий оздоровительных секций – 12 потребителей.
·
С марта 2013 года сдали в аренду
помещение для психолога.
В
летний период 2012 года:
·
Предадаптационная группа в количестве
2-х групп в июне-июле 2012 год – 19 потребителей;
·
Группа каникулярного пребывания
«Радость» для выпускников детских садов – 50 потребителей, из них 20 человек в
июне, 30 человек в июле.
·
«Поздравление Деда Мороза и Снегурочки
на дому» - 11 потребителей, (вместо услуги «Гостиная деда Мороза», так как
данная услуга была мало востребована в 2011-2012 учебном году).
·
«Группа кратковременного пребывания» 3-х
часовая, без организации питания.
В
январе 2013 г. были попытки ввести новую организационную услугу, «Зимний лагерь
для дошкольников», а в июне 2013 г. «Летний лагерь для выпускников детских
садов». В плане подготовки проводились следующие мероприятия: рекламная компания,
оставление предварительных списков потребителей, заключение договоров с
организациями, расчет калькуляции. Но не проводились маркетинговые исследования
на предмет ценообразования, востребованности
данных услуг и предложений конкурентных организаций, в связи с этим не
удалось ввести данные услуги. Так как в этом учебном году изменились условия
пребывания выпускников в ДОУ, они продлились до 1 сентября, а также у родителей
появилась возможность отдать своих детей в пришкольный лагерь, данные услуги
оказались не востребованными. По-прежнему остаются запросы потребителей на
летний лагерь для выпускников на июль и август. Исходя из этого, необходимо
продумать перспективы развития групп каникулярного пребывания для детей в новом
2013-2014 учебном году.
Перспективы развития
организационных услуг
·
Освоение новой услуги – прокат. Для
этого были приобретены игровая приставка
«Икс-бокс» (декабрь 2012 г.), электромобили (май 2013 г.);
·
Группа кратковременного пребывания;
·
Группа выходного дня;
·
Услуги гувернера.
Оздоровительные
услуги:
Среди оздоровительных услуг - только «Фит-стиль» для взрослых. На массажные процедуры в этом году не было ни одного запроса. Но и на «Фит-стиль» существуют определенные сложности по комплектованию групп, так как огромная конкуренция сторонних организаций.
Нормативно-правовая документация:
-
разработана программа развития платных дополнительных услуг 2012-2013 году;
-
составлен прайс, реестр платных дополнительных услуг;
-
разработаны уведомления о стоимости платных дополнительных услуг.
Рекламная деятельность.
Рекламные мероприятия
осуществляются планово, согласно запуску новых видов услуг:
- август-сентябрь (реклама всех видов
услуг):
-
изготовление
и размещение на территории города рекламного баннера;
- реклама платных
дополнительных услуг в газете «Апельсин»;
- реклама на
телевидении (бегущая строка);
- декабрь (реклама группы
каникулярного пребывания в зимний период):
- расклейка листовок в
местах массового скопления потребителей;
- размещение рекламы в
желтых автобусах;
- рассылка рекламы по
детским садам города;
-деятельность
промоутеров (раздача минирекламы потребителям);
- апрель-май (реклама группы
каникулярного пребывания в летний период):
- размещение
аудиорекламы в «Сибирском городке» «Алпи» и «Центральном рынке»;
- размещение рекламного
видеоролика в магазине «Михайловский»;
- рассылка рекламы по
детским садам города;
- деятельность
промоутеров (раздача минирекламы потребителям).
В процессе рекламной компании нами используются различные виды рекламы и способы ее размещения, но самыми эффективными на наш взгляд являются, реклама в желтых автобусах и размещение рекламы в детских садах, так как основной наш потребитель – это воспитанники дошкольных учреждений. Но далеко не все руководители образовательных учреждений идут нам навстречу и готовы размещать нашу рекламу в своих образовательных учреждениях, так как видят в нас сильных конкурентов. На сегодняшний день также существует проблема запоздалой реакции потребителя на рекламу, потому необходимо заранее планировать и выделять необходимые финансовые средства на проведение рекламных мероприятий.
Финансовая деятельность.
С
сентября 2012 года нами была увеличена стоимость на образовательные услуги до
200 рублей за одно занятие. Стоимость организационных услуг составляет от 300
рублей до 3500, оздоровительных – от 60 до 1560 рублей.
В
этом учебном году доходы от оказания платных дополнительных услуг (с сентября
по апрель) составили - 716 032, 67
руб. На заработную плату ушло 437 281, 84 руб, на прочие расходы
- 123 695, 77 руб. (приобретение
канцелярии для платных дополнительных услуг, приобретение и обслуживание оргтехники,
приобретение костюмов и др.). Заработная плата специалистов, оказывающих
платные дополнительные услуги, - от 900 до 12000 рублей.
Проблемы:
-отсутствие
системы маркетинговых исследований;
-освоены
формы работы по оказанию платных дополнительных услуг, но не осваиваются другие
виды внебюджетной деятельности;
-недобросовестность
потребителей по оплате оказанных им услуг (наличие ежемесячных долгов по
платным дополнительным услугам) (Приложение
№ 6) . Ежемесячно в среднем сумма долга составляет до 10 000 рублей.
Перспективы:
-получение
лицензии на платные дополнительные образовательные программы;
-необходимость
проведения маркетинговых исследований по вопросам ценообразования услуг, их
востребованности и рентабельности;
-освоение
новых форм внебюджетной деятельности;
-реализация программы
развития;
-поиск
новых, эксклюзивных услуг;
-расширение
круга потребителей;
-совершенствование
материально-технической базы;
-выполнение
плана ПФХД за счет поиска высокооплачиваемых и малозатратных видов услуг;
-
поиск и сотрудничество с новыми рекламными организациями;
-выработка новых форм работы с должниками.